Как подготовить современный урок Из статьи Завельского Ю.В. " Как подготовить современный урок". Журнал "Завуч" № 4, 2000 г.
Как подготовить современный урок
Из статьи Завельского Ю.В. "
Как подготовить современный урок".
Журнал "Завуч" № 4, 2000 г.
Урок-главная
составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в
значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки
учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем
проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его
атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы
учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным
произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому
произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать
так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость
которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у
детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое
сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке
такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.
Итак:
1.Первое, с
чего надо начать подготовку к уроку:
-четко определить и сформулировать для себя его тему;
-определить место темы в учебном курсе;
-определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе
говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
-и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая
будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму
перспективы своей деятельности.
2.Определить
и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую
установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить
обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать
учебный материал
Для этого
надо:
Подобрать
литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом
материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник,
энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное
издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит
решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать
учебные задания, целью которых является:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям.
Упорядочить
учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить
три набора заданий:
-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать
"изюминку" урока.
Каждый урок
должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников-
одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть
интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к
уже известному.
5.Сгруппировать
отобранный учебный материал.
Для этого
подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным
материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при
группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая
вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать
контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего
подумать:
-что контролировать;
-как контролировать;
-как использовать результаты контроля.
При этом не
забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные
ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить
оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий,
приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал
остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать
задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для
его выполнения.
9.Подготовленный
таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект
урока? Конспект должен содержать три основные части:
-формальную;
-содержательную;
-аналитическую.
Формальная
часть выглядит так:
Урок №
_____________________
Тема
______________________
Цель
______________________
Задачи:_____________________
обучающие__________________
развивающие
________________
воспитывающие_____________
Оборудование_____________________________________
Последовательность
отдельных этапов урока.
Содержательная
часть - состоит из двух частей:
1.тексты
всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению
домашнего задания.
2. таблица,
в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики.
Она может выглядеть так:
что делают
этап урока
Ученики
Учитель
Аналитическая
часть представляет собой самоанализ урока.