Структурный
анализ комбинированного урока
(примерная схема)
1. Анализ организационного этапа.
З а д а ч а: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на
уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему
занятию.
С о д е р ж а н и е э т а п а:
? Приветствие.
? Определение отсутствующих.
? Проверка готовности учащихся к уроку.
? Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
? Организация внимания.
У с л о в и я достижения положительных результатов:
? Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя.
? Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
? Требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при
одновременном внимании к состоянию учащихся.
? Использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего
их внимание к теме урока.
? Спокойная, уверенная манера держаться при появлении в классе,
сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.
? Последовательность и постоянство в предъявлении требований.
2. Анализ этапа проверки домашнего задания.
З а д а ч а: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения
домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения
отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в
знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование
последних. Мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников,
стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в
достижении цели, дисциплинированность.
С о д е р ж а н и е э т а п а:
1. Выявление факта выполнения задания всем классом.
2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными
учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на
следующий день.
3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они
не закрепились в их памяти.
5. Привлечение, когда это возможно, учеников-консультантов к проверке
домашнего задания.
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.
7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
? Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности.
? Использование учителем системы приемов, позволяющих определить
выполнение домашнего задания у всех учеников класса.
? Осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами
своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их
домашней работы.
? Сформированность мнения учащихся о том, что забыть приготовить
домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет
проверено учителем.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
З а д а ч а: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив
причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях;
закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся; осуществить
развитие речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки
правильного воспроизведения своих знаний и умений; развивать
аналитичность и критичность мышления учащихся; воспитывать чувство
коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей;
прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности
как учителя.
С о д е р ж а н и е э т а п а:
? Проверка различными методами объема и качества усвоения материала
отдельными учениками.
? Проверка образа мышления отвечающих учеников.
? Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.
? Комментирование (оценивание) ответов учащихся.
? Организация учебной деятельности всего класса во время ответа
вызванных к доске учащихся.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов.
? Использование различных методов проверки знаний, начиная фронтальной
беседой, индивидуальным опросом и заканчивая тестовой проверкой, которая
дает возможность за 10–15 минут получить ответы на 10–20 вопросов от
всего класса.
? Практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности,
глубины и осознанности знаний.
? Создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании
знаний.
? Привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному
слушанию ответов товарищей и к поиску более точных.
? Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы,
осуществляемой учащимися на данном этапе.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового
материала.
З а д а ч а: организовать и целенаправить познавательную деятельность
учащихся, подготовить их к усвоению нового материала; формировать
целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить
учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее
достижения.
С о д е р ж а н и е:
? Сообщение темы изучаемого материала.
? Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового
материала.
? Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация
учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
? Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач,
практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной
проблемы; фиксация всего этого в поурочном плане.
? Умение четко и однозначно сформулировать вместе с учащимися
образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны
научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
? Сформированность у школьников понимания, что без цели очень трудно
оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать
можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый
конечный результат.
? Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися, или
сформулировать ее вместе с ними.
5. Этап усвоения новых знаний.
З а д а ч а: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах,
явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа,
закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые
привели к данному обобщению, метода воспроизведения научного материала;
на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и
умения; осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к
своему Я, другим людям, классному коллективу, труду, Родине.
С о д е р ж а н и е:
1. Организация внимания.
2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного
обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной
деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала,
умениям и навыкам рационального учения.
4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда ученик
становится субъектом процесса обучения.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
? Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
? Широкое использование различных способов активизации мыслительной
деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в
самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в
освоении нового материала.
? Использование в процессе учения сменных диалогических пар.
? Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания
учебного материала.
6. Этап закрепления новых знаний.
З а д а ч а: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые
необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; добиться в
ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала,
глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.
С о д е р ж а н и е:
1. Закрепление новых знаний и умений.
2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа
ученика при очередной проверке знаний.
3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного
материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.
4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его
применения на практике, в нестандартных ситуациях.
5. Выработка соответствующих умений и навыков.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
? Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их
основе творческих и практических задач.
? Использование различных способов закрепления знаний, вопросов,
требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной
деятельности.
? Обращение учителя по поводу ответа учащегося к классу с требованием
дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной
стороны.
? Определение по количеству и качеству дополнительных ответов масштаба и
качества пробелов в понимании нового материала.
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
З а д а ч а: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику
его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести
итоги урока.
С о д е р ж а н и е:
1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал
ответственно и старательно, что нового узнали учащиеся на уроке.
2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся
любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных
склонностей и желаний.
3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания.
Использование дифференцированных и индивидуальных домашних заданий, а
также добровольных заданий как сильное воспитательное средство.
У с л о в и я д о с т и ж е н и я положительных результатов:
? Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до
звонка.
? Задание должно проходить при полном внимании всего класса.
? Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока.
? Добиваться, чтобы домашнее задание было понято всеми без исключения
учащимися. |