Четверг, 28.03.2024, 16:00   
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Мой профиль Выход
      сайт учителя начальных классов
Богдановой Елены Геннадиевны

СтатистикаСчетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » методические материалы

Структурный анализ комбинированного урока (примерная схема)

Структурный анализ комбинированного урока
(примерная схема)
1. Анализ организационного этапа.
З а д а ч а: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
С о д е р ж а н и е   э т а п а:
? Приветствие.
? Определение отсутствующих.
? Проверка готовности учащихся к уроку.
? Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
? Организация внимания.
У с л о в и я  достижения положительных результатов:
? Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя.
? Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
? Требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.
? Использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока.
? Спокойная, уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.
? Последовательность и постоянство в предъявлении требований.
2. Анализ этапа проверки домашнего задания.
З а д а ч а: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних. Мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.
С о д е р ж а н и е   э т а п а:
1. Выявление факта выполнения задания всем классом.
2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закрепились в их памяти.
5. Привлечение, когда это возможно, учеников-консультантов к проверке домашнего задания.
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.
7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.
У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
? Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности.
? Использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса.
? Осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы.
? Сформированность мнения учащихся о том, что забыть приготовить домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет проверено учителем.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
З а д а ч а: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; закрепить, уточнить и систематизировать знания учащихся; осуществить развитие речи и мышления отвечающих учеников; сформировать навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений; развивать аналитичность и критичность мышления учащихся; воспитывать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей; прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя.
С о д е р ж а н и е   э т а п а:
? Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками.
? Проверка образа мышления отвечающих учеников.
? Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений.
? Комментирование (оценивание) ответов учащихся.
? Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.
У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов.
? Использование различных методов проверки знаний, начиная фронтальной беседой, индивидуальным опросом и заканчивая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10–15 минут получить ответы на 10–20 вопросов от всего класса.
? Практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний.
? Создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний.
? Привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных.
? Создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
З а д а ч а: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
С о д е р ж а н и е:
? Сообщение темы изучаемого материала.
? Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
? Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
? Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация всего этого в поурочном плане.
? Умение четко и однозначно сформулировать вместе с учащимися образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.
? Сформированность у школьников понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.
? Ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися, или сформулировать ее вместе с ними.
5. Этап усвоения новых знаний.
З а д а ч а: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению, метода воспроизведения научного материала; на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения; осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к своему Я, другим людям, классному коллективу, труду, Родине.
С о д е р ж а н и е:
1. Организация внимания.
2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационального учения.
4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда ученик становится субъектом процесса обучения.
У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
? Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
? Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала.
? Использование в процессе учения сменных диалогических пар.
? Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала.
6. Этап закрепления новых знаний.
З а д а ч а: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие навыки и умения.
С о д е р ж а н и е:
1. Закрепление новых знаний и умений.
2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.
4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.
5. Выработка соответствующих умений и навыков.
У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
? Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач.
? Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.
? Обращение учителя по поводу ответа учащегося к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
? Определение по количеству и качеству дополнительных ответов масштаба и качества пробелов в понимании нового материала.
7. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
З а д а ч а: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги урока.
С о д е р ж а н и е:
1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал ответственно и старательно, что нового узнали учащиеся на уроке.
2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.
3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Использование дифференцированных и индивидуальных домашних заданий, а также добровольных заданий как сильное воспитательное средство.
У с л о в и я   д о с т и ж е н и я  положительных результатов:
? Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
? Задание должно проходить при полном внимании всего класса.
? Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока.
? Добиваться, чтобы домашнее задание было понято всеми без исключения учащимися.

Категория: методические материалы | Добавил: Аленка (02.07.2010)
Просмотров: 2683 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Яндекс.ПогодаПраздники 
сегодняПраздники 
России
Сеть творческих учителей


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz