С о с т а в ь т е словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
(Область) город – (Счастье) встреча – (Гигант) завод – (Честь) поступок – (Прелесть) картина – (Ярость) ветер – (Капуста) котлеты – (Ненастье) погода –
И з м е н и т е словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
Площадка на лестнице – Житель данной местности – День праздника – Человек, который получил известность –
Н а п и ш и т е слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
Вкусен – (какой?) – Чудесен – (какой?) – Опасен – (какой?) – Прекрасен – (какой?) – Интересен – (какой?) – Вынослив – (какой?) – Ужасен – (какой?) – Ясен – (какой?) –
З а м е н и т е выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.
Здешний житель – Пасмурный день – Печальная картина – Правдивый ответ – Героический поступок – Красивый город –
В с т а в ь т е пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.
Праз_ничный (что?) ________ . Звез..ное (что?) _________ . Чес_ный (кто?) _________ . Извест_ный (кто?) _________ . Грус_ная (что?) __________ .
С п и ш и т е слова, рядом запишите однокоренные с непроизносимыми согласными.
Сердечный – Честь – Грусть – Солнечный – Радость – Место – Прелесть –
С о с т а в ь т е и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.
Погода (ненастье), полет (звезда), поступок (честь), улыбка (радость), жизнь (счастье).
К с у щ е с т в и т е л ь н ы м подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным – имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель – Небо – Крутая – Веселый – Час – Цветы – Горячее – Человек – Сильное – Сельская –
З а п и ш и т е слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
З а п и ш и т е ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.
З а п и ш и т е ответы в алфавитном порядке, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
I вариант Любящий повелевать. Большая морская птица. Приветствие при встрече. Окружающее пространство. Способное причинить вред.
II вариант Водяное растение. Центральный орган кровообращения. Выраженный словами. Бела бабочка. Занимающий много места.
В с т а в ь т е в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными. I вариант ____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна. Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь. Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
II вариант __________ матери лучше ___________ греет. Беда _________ в его зависти. Человек трудолюбивый – самый _______ .
Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.
С п и ш и т е предложения. Вставьте пропущенные буквы. Радос_ный С_режа свис_нул грус_ному щенку. Поз_ним веч_ром ст_яла ненас_ная погода. Человека охв_тило радос_ное чу_ство, когда он посм_трел на звез_ное небо.
К_нец но_бря – самое грус_но время в д_ревне. В с_ду шумит мокрый вет_р. Окрес_ность окутана туманом. В ненас_ную погоду хор_шо с_деть дома. (По К. Паустовскому.)
Ст_ят ненас_ные осе_ие дни. Тучи надолго закрывают со_нце. С ра_его утра до поз_него веч_ра л_ет дож_ь. Ярос_ный вет_р срывает с д_рев_ев последние лист_я. И мокрыми, и грус_ными стали с_ды, п_ля и л_са. Уныла п_ра.
Поз_ней ос_н_ю бывает так чудес_но и прекрас_но! После н_ч_ного д_ждя с трудом начинает р_деть н_ч_ная мгла. Радос_но на небе обозначится со_нце. Везде падают с д_рев_ев гиган_ские капли, будто каждое дер_во умывается. (По М. Пришвину.)
Летом наша сем_я соверш_ла интерес_ную поез_ку в Севастополь. Прекрас_ный гор_д! Много чудес_ного увидели мы там. Поз_но веч_ром мы возвращ_лись д_мой. Молния осв_тила окрес_ност_. Неожиданно пош_л сильный дож_ _ .
Лес_ница-чудес_ница б_жит сама собой. Мес_ный пру_ зарос гиган_ским трос_ником. Ужас_ная молния осв_тила окрес_ность.
Чес_ное сер_це б_ется в груди. Здра_ствуй, праз_ник со_нца и в_сны! Ч_десным к_тятам у капус_ных грядок повстр_ч_лся грус_ный кро_ .
Октябр_ был х_лодный и ненас_ный. Т_совые крыш_ ужас_но поч_рнели. Прелес_ная тр_ва в с_ду пол_гла. Над лучами т_щились гиган_ские тучи. Сыпался грус_ный дож_ь.
С о с т а в ь т е и запишите предложения из слов каждой строчки.
Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки. Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень. Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц. Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой. Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.
С о с т а в ь т е и запишите предложения из слов каждой строчки. Озаглавьте получившийся текст.
– стоят, дни, ненастные; – тучи, солнце, закрывают, тяжелые; – с, морозит, утра, позднего, до вечера, дождь; – деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья; – стало, в, грустно, лесу.
– погода, ненастная, стоит; – тучами, низкими, закрыто, солнце; – заморозки, утром, по; – холодный, ветер, резкий, дует; – дождь, привычный, моросит, осенний; – в, тоскливо, погоду, грустно, и, такую.
– светит, солнце, ярко; – слышно, на, тростник, реке, колышется чуть; – дышит, теплом, окрестность, спокойствием, и.
С п и ш и т е , исправив ошибки.
Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.
|