Среда, 20.09.2017, 04:55   
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Мой профиль Выход
      сайт учителя начальных классов
Богдановой Елены Геннадиевны

СтатистикаСчетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » методические материалы

работа над орфографическим правилом

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем.
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня овладения грамматическим и фонетическим материалом.
Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории.
Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим.
Тем самым они избавляют пишущего от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.
Под правилом, по словам Д. Н. Богоявленского, понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых факторов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов.
1. Правило-указание или запрещение.
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила – «Правописание гласных после шипящих в словосочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу». Это правило опирается  на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое значение фонетики и грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит из одного действия – «шага».
П р и м е р ы  правил-указаний:
• в сочетании чк–чн мягкий знак не пишется: почка, сочный;
• одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую;
• буква й при переносе не отделяется от гласной: май-ка, мой-ся;
• при переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: кас-са, длин-ный.
2. Правило-указание для выбора написания из двух предлагаемых написаний (реже из нескольких вариантов).
Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет алгоритм – не менее двух действий – «шагов».
А л г о р и т м  правила «Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы»:
1-й шаг: прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится?
2-й шаг: назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?
3. Правила – результат наблюдения над языком.
Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое написания.
П р и м е р.
Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.
В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.
4. Грамматические правила (определения).
Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них даются орфографическое правила.
П р и м е р ы   г р а м м а т и ч е с к и х   п р а в и л:
• Правила склонения имен существительных (создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, -е, -и).
• Правила согласования имен прилагательных с именами существительными, правила склонения имен прилагательных (создают основу правописания безударных падежных окончаний прилагательных) и др.
Характерно, что орфографическое правило без грамматических определений и правил просто «не срабатывает». Поэтому грамматические правила лучше всего включать в типологию правил орфографических.
Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные – из 3–5 шагов. Эти алгоритмы играют роль распознавания (иногда их так и называют: алгоритмы распознавания).
П р и м е р   а л г о р и т м а  распознавания приставки с целью ее правильного написания:
1-й шаг: найти в слове корень.
2-й шаг: определить, есть ли в слове приставка, назвать ее.
3-й шаг: определить, какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано?
4-й шаг: проговорить приставку отчетливо – по буквам. Запомнить: она всегда пишется одинаково (4-й шаг – орфографический).
5. Правило-предписание к выполнению действий.
Это правило только подсказывает прием проверки.
Примеры правила проверки безударных гласных и звонких / глухих согласных в корне слова, правописание безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т. п.
А л г о р и т м ы   п р а в и л  5-й группы наиболее сложны, например по проверке безударной гласной в корне:
1-й шаг: проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.
2-й шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог).
3-й шаг: подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.
Подбирать до тех пор, пока безударная гласная не окажется под ударением.
4-й шаг: сравнить проверяемое слово и проверочное.
5-й шаг: написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).
Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, а с простыми – легче.
Правила могут быть усвоены учащимися в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем, на основе наблюдения и логики. Например, перед учащимися ставится проблема: «У Коли собачка, она такая круглая, он ее назвал Шарик». Как надо написать слово Шарик, кличку собаки, чтобы сразу отличать от слова шарик – игрушка? Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!» –  «Что пишется с большой буквы?» – «Клички животных, имена людей». Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.
Усвоение правила идет значительно успешнее, если учащиеся выполняют задания, характер которых помогает выделить существенные положения правила.
Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им постепенно приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части слова и т. п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.
Выделить основное – то, что должно быть отражено в правиле, – помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формирования правила.
При изучении орфографического правила и его применении необходимо руководствоваться следующими вопросами:
а) Область применения правила: написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет данное правило.
б) Какие грамматические (словообразовательные, фонетические) сведения служат опорой, без чего правило применять невозможно?
в) Какие сходные (сложные) случаи написания возможны, как их различить, разделить и противопоставить один другому?
г) Какие ошибки учащихся наиболее вероятны в использовании изученного правила (прогнозирование), как их предупредить?
В процессе усвоения правила и его применения школьники осознают его структуру. Наиболее сложные орфографические правила имеют следующую структуру:
А – цель проверки. Например: проверить написание имени существительного: е, и.
Б – выделение грамматической основы слова. Например, для того чтобы определить склонение проверяемого имени существительного и его падеж.
В – решение (выбор написания).
Например: окончание -е пишется в Д. п. 1-го скл., в П. п. 1-го и 2-го скл., окончание -и пишется в Р. п. 1-го скл., в Р. п., Д. п. и П. п. 3-го скл.
Категория: методические материалы | Добавил: Аленка (16.12.2010)
Просмотров: 8058 | Комментарии: 6 | Теги: орфографическая зоркость | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Яндекс.ПогодаПраздники 
сегодняПраздники 
России
Сеть творческих учителей


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz