Системный
анализ урока
(примерная схема)
1. Анализ целей урока.
В о п р о с ы для анализа:
? Правильность и обоснованность целей урока с учетом программных
требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся,
возможностей самого учителя, прогноза на конечный результат.
? Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и
методов. Насколько точно и доходчиво они доведены до учащихся?
? Привлекались ли учащиеся к постановке цели урока?
? Стали ли цели личностно значимыми для учеников?
? Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока.
В о п р о с ы для анализа:
? Соответствие урока его цели и типу.
? Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
? Целесообразность распределения времени по этапам урока.
? Организация начала и конца урока.
? Готовность кабинета к уроку.
3. Анализ содержания урока.
В о п р о с ы для анализа:
? Соответствие содержания урока требованиям программы.
? Научность изложения (уровень сложности).
? Выделение ключевых, ведущих идей по данной теме.
? Связь содержания урока с жизнью, с потребностями и интересами
учеников.
? Наличие работы с понятиями.
4. Анализ деятельности учителя.
В о п р о с ы для анализа:
? Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом темы,
цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
? Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке, их
целесообразность.
? Актуализация опорных знаний.
? Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер
тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности,
вариативность, индивидуальный подход, инструктаж).
? Педагогическая техника учителя (темп речи, дикция, эмоциональность
изложения, точность использования специальной терминологии, личностное
общение).
5. Анализ деятельности учащихся.
В о п р о с ы для анализа:
? Активность и работоспособность учащихся на различных этапах
урока.
? Интерес к теме и уроку.
? Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы на уроке? Культура
труда на уроке.
? Выполнение учащимися единых требований.
? Наличие навыков самоконтроля у младших школьников.
? Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
? Культура межличностных отношений.
? Реакция на оценку учителя.
6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока.
В о п р о с ы для анализа:
? Стали ли предметом оценочных суждений учителя правильность ответа
ученика, его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения
задания?
? Проводилась ли в заключение урока рефлексия деятельности учащихся и,
если да, то в какой форме?
? Удалось ли достичь целей урока, в какой степени? |