Суббота, 20.04.2024, 02:39   
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Мой профиль Выход
      сайт учителя начальных классов
Богдановой Елены Геннадиевны

СтатистикаСчетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » методические материалы

условия формирования орфографической зоркости

Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует сделать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и т. д.
Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности.
1. Звукобуквенный анализ слов.
Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки в буквы. Пишущий всегда отталкивается от слышимого слова. Поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.
Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т. п.
Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением.
Например, перед записью слова мороз (1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?»
2. Письмо с проговариванием.
В основе этого письма – проговаривание по слогам.
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например:
За – пишу з с гласной а и т. д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Пишу н, пишу ра [р] с гласной а…»
Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.
3. Списывание.
Этот вид упражнений предполагает бо?льшую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения.
4. Комментированное письмо.
Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.
5. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.
6. Письмо под диктовку.
Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо».
Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто-то «скопировал» неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне, парную согласную и т. п.), то предлагается еще раз повторить это слово всем, а затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.
7. Письмо по памяти.
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитываются аккуратность, честность, дисциплинированность, самоконтроль.
8. Творческие работы.
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении, на записи своих предложений (диктуется каждое слово по слогам) и на логике изложения.
Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т. п.
При проведении творческих работ можно предложить детям пользоваться такой памяткой:
а) Составь рассказ.
б) Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
в) Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
г) Проверь по слогам каждое слово.
д) Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
9. Грамматические зарядки.
Их можно включать в каждый урок. Учитель произносит слово, одновременно на доске изображает его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или с большой буквы писать и почему. Если с большой, то учитель пририсовывает к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие еще правила "спрятались" в этом слове?» – спрашивает учитель. Дети перечисляют.
Вариант одной из грамматических зарядок: «Какие буквы "спорят", какие "побеждают " в словах сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…»?
Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с памяткой. Эта памятка заполняется детьми в классе под руководством учителя, сразу при изучении  уже  первых орфограмм. Приведем один из возможных вариантов.
П а м я т к а
1. Перенос слов.
Лу-жайка, лужай-ка. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
Машина, жил, шина; чудо, щука; чашка, щавель; елочка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва – название города.
Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.
С Жучкой – кличка животного.
4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы – гроза, снег – снега, поле – полях.
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы – гриб, шуба – шубка.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко – солнце, но: опасен – опасный.
7. Правописание приставки.
Из__садика, но:
8. Разделительные твердый и мягкий знаки.
Подъезд, обезьяна.
9. Раздельное написание предлога со словом.
В__лес, в__густой лес.
10. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким.
К лесу (какому?) густому.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3-е склонение; Д. п. (по степи).
Читали (о чем?) об улице – 1-е склонение, П. п. (о земле).
Мечтали (о чем?) о космосе – 2-е склонение, П. п. (о коне).
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл., I спр.) – пишет.
Строить (на -ить, II спр.) – строят.
Смотреть (искл., II спр.) – смотришь.
14. Глаголы 2-го лица единственного числа.
Играешь – 2-е л., ед. ч.
В данную памятку могут быть включены другие пункты по усмотрению учителя («Точки в конце предложения»; «Разбор предложения»; «Состав слова» и др.).
И, наконец, последнее. Для того чтобы способность видеть орфограммы находилась у учащихся не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм.  Такие  признаки  обычно  указываются  в  самом  правиле.  Например: «безударные гласные», «парные согласные на конце слов» и т. д.
Поэтому, работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.
Приведем некоторые упражнения, направленные на отработку названных умений:
• Прочитать стихотворение (предлагается текст). На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
• Прочитать текст. На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
• Выпишите из текста все слова на изученные правила.
• Спишите текст, подчеркните все буквы на изученные правила.
• Можно ли применить данное правило (указывается какое) к словам (перечисляются слова)?
• Запишите (под диктовку) только те слова, к которым применимо данное правило (указывается правило, перечисляются слова).
• Найдите «четвертое лишнее».
Предлагаются четыре слова, среди которых три – на одно правило, а четвертое  слово  –  на  другое.  Например:  шишка,  снежинка,  группа, машина.
• Запишите (под диктовку) слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?
• Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова (перечисляются)?
Выполняя данного рода упражнения, ученик обращается к памятке, видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и поэтому невольно запоминает их. А это, в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.
Категория: методические материалы | Добавил: Аленка (16.12.2010)
Просмотров: 2225 | Комментарии: 1 | Теги: орфографическая зоркость | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 CharlesGredford  
0
http://mywikipedia.ru/ - тойота супра владивосток http://nexir.ru/ - скачать программу закачки бесплатно http://appstorik.ru/ - заправка картриджей sharp
http://seobancpira.ru/ - Международные праздники http://mywikipedia.ru/ автомагнитолы наложенным платежом http://nexir.ru/ картинки про любовь в постели. http://appstorik.ru/ скачать игру магическая энциклопедия том 2
http://seobancpira.ru/ онлайн календарь праздников

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
Яндекс.ПогодаПраздники 
сегодняПраздники 
России
Сеть творческих учителей


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz