Главная » 2010 » Июль » 1 » Таблица требований к умениям учащихся по чтению (программный минимум) (1–4 классы)-программа Школа2000
23:14
Таблица требований к умениям учащихся по чтению (программный минимум) (1–4 классы)-программа Школа2000
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
(1–4 классы)
Линии развития учащихся средствами
предмета «Чтение и начальное литературное образование»:
– овладение
функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
– определение
своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения
объяснять это отношение
– приобщение к
литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах,
писателях
1-й класс
• осмысленное,
правильное чтение целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробный пересказ текста;
• составление устного рассказа по картинке;
• заучивание наизусть небольших стихотворений
• высказывание
своего отношения к героям прочитанных произведений
• соотношение
авторов, названий и героев прочитанных произведений;
• умение различать рассказы и стихотворения
2-й класс
• осознанное,
правильное, выразительное чтение целыми словами;
• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия
из данных; самостоятельное озаглавливание текста;
• умение делить текст на части, озаглавливать части;
• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану
• размышления о
характере и поступках героя;
• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем
захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что
чувствовал автор)
• умение
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка,
песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и др.
сказочные приметы;
• умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные,
отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений
3-й класс
• осознанное,
правильное, выразительное чтение;
• умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрации, ключевым словам;
• умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную
работу;
• деление текста на части, составление простого плана;
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление рассказа-характеристики героя;
• составление устных и письменных описаний
• умение по
ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и
почему)
• относить
произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений
4-й класс
• осознанное,
правильное, выразительное чтение;
• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
• самостоятельное нахождение ключевых слов;
• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание
вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа
по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,
концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
• составление простого и сложного плана текста;
• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой
• умение
аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям,
понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к
предпочтениям других
•
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и
поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII
в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их
создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным
признакам
• видеть языковые средства, использованные автором