автор статьи Елена ДАНИЛОВА, канд. психологических наук, ведущий
научный сотрудник Психологического института РАО, педагог-психолог школы
№ 520, г. Москва.
ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ
Третий класс является переломным в жизни
младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с
третьего года обучения дети начинают действительно осознанно
относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными
изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном
развитии детей в данный период. Психологические исследования
показывают, что между вторым и третьим классами происходит
"скачок" в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе
обучения происходит активное усвоение и развитие
мыслительных операций, более интенсивное развитие получает
вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся
основанием для дальнейшего развития других познавательных
процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский
психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития
младших школьников: "Память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие – думающим".
Активно развивается и способность ребёнка
произвольно управлять своими психическими процессами, он учится
владеть своим вниманием, памятью, мышлением.
Хорошо развитые свойства внимания
и его организованность являются факторами, непосредственно
определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что
различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в
успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при
овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму
внимания; успешность усвоения русского языка связана с
распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью
внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания,
можно повысить успеваемость школьников по разным учебным
предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные
свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени.
Наименее подвержен влиянию объём внимания (но даже он резко – в
2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего
школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как
распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у
ребёнка тренировать.
Для успешности в учёбе необходимо также
развивать память младших школьников.
Наиболее распространенный приём запоминания у
младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее
механическое заучивание. Однако при возрастающем объёме
учебного материала он перестаёт себя оправдывать. Поэтому уже в
начальной школе дети начинают испытывать потребность в
качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников
связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких
способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит
организация запоминаемого материала. Приёмы смыслового
запоминания, логическая память требуют специальных усилий по
своему формированию.
Основой логической памяти является
использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства
запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи
уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только
тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной
памятью".
В качестве мыслительных приёмов запоминания
могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация,
составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и
различные мнемотехнические приёмы, а также раскрыть возможности
письменной речи как средства запоминания.
Для того чтобы умственное действие могло быть
использовано в качестве опоры для запоминания, само это
действие должно быть первоначально сформировано. Например,
прежде чем использовать приём классификации для
запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть
классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с
детьми принадлежит развитию их
мыслительных способностей. Основное внимание
должно быть уделено обучению элементам логического мышления:
выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению
общего и различного, классификации, умению давать
простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей,
родителям необходимо учитывать их индивидуальные особенности
(склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной
деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и
о качественном своеобразии мышления ребёнка в младшем школьном
возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального,
понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет
относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому
целенаправленное развитие понятийного мышления следует
сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием
образного мышления и уделять внимание развитию детского
воображения.
Теперь обратимся к такой важной проблеме, как
развитие у школьников интереса
к чтению. "Люди перестают мыслить, когда они
перестают читать", – считал философ Д.Дидро.
Как же помочь ребенку стать читателем?
К третьему классу у разных детей складывается
неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному
интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы
детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают
охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не
любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно
вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое
беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо
владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного
навыка чтения может служить препятствием для свободного общения
ребёнка с книгой. В этом случае следует уделить особое
внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и
любой другой навык, требует специальных усилий и времени для
закрепления умения и его совершенствования. Времени,
отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно.
Для закрепления навыка чтения ребёнок нуждается в
систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с
общим речевым развитием ребёнка, поэтому в случае явных
затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к
логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского
чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное
значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Родителям
необходимо помнить, что ребёнок, любимый ими независимо от
своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а
значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни
было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют
техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и
самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что
ребёнок не проявляет большого интереса к книгам, зато
много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама по
себе и не складывается в результате принудительного общения с
книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается
годами, и первостепенное значение при этом имеет
отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать?
Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребёнок видит родителей
с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о
прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том
числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих
родителей.
Подробнее в газете "Начальная
школа "
|